Чеченский брат Франкенштейн, которого никто не любит [ Редагувати ]
Выход в широкий прокат фильма известного российского режиссера Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн" несомненно, станет одним из примечательных кинособытий в последние недели уходящего года. В фильме снимались такие известные актеры как Леонид Ярмольник, Елена Яковлева, Сергей Гармаш, но, возможно, наибольшая удача картины - образ молодого героя в исполнении артиста Даниила Спиваковского, чей актерский талант стал подлинным открытием.
Небанальная интрига, неожиданные сюжетные повороты и мастерская игра актерского ансамбля уже принесли фильму режиссера Валерия Тодоровского несколько наград. Лента получила приз международной кинопрессы FIPRESCI на международном фестивале в Карловых Варах, критики назвали ее лучшей на сочинском "Кинотавре".
"Мой сводный брат Франкенштейн" - фильм о том, как взрывается мирная и благополучная жизнь рядовой московской семьи. Главная тема фильма - человек и война - получила в социальной драме Тодоровского и автора сценария Геннадия Островского неожиданно пронзительное и жизненно убедительное звучание.
В благополучную семью ученого (Леонид Ярмольник), живущего с женой (Еленой Яковлевой) и двумя детьми война входит в виде нежданного родственника из провинции, о существовании которого никто не подозревал - сына Павлика, инвалида... В устоявшемся, уютном и спокойном мире поселяется тревога. Павлик, который прошел войну, приносит с собой дикие для мирной жизни кошмары, подозрительность, привычку маскироваться, уверенность, что вокруг прячутся "духи". Павлик желает единственного - защитить от "духов" свою семью, позволить им не бояться. Только они не понимают, кого и почему нужно бояться. Все больше и больше они опасаются самого Павлика, не в силах предположить, что он может натворить. Рушится привычный жизненный уклад, начинается сумасшествие.
Еще одна закономерная линия сюжета - милосердие, вечный вопрос о том, на какие жертвы люди готовы идти из сострадания к ближнему. Жизнь иногда ставит перед человеком совершенно безжалостный выбор: по какому бы пути он ни пошел - для кого-то это будет жестоко. Вырванный из тихого и правильного мира своих научных изысканий герой Ярмольника вынужден решать проблемы, о которых вчера еще не мог и помыслить. Но та же жизнь порой делает этот выбор за тебя, не оставляя шанса ничего изменить. Страх быстро побеждает милосердие, когда он превращается в страх за собственных детей. Режиссер поворачивает тему так, что становится ясно - сосуществование двух чуждых друг другу миров невозможно, рано или поздно какой-то из них должен исчезнуть. Отчаяние, срывы, тупик, безвыходность ситуации приводят сюжет к закономерной развязке.
В картине Тодоровского есть эпизод, где сам режиссер одной фразой формулирует сюжет своего фильма. Герои смотрят классического Франкенштейна, имеющего явное внешнее сходство с Павликом, и комментируют: "Он чудовище, но добрый, а его никто не любит". Вот и Павлик как современный Франкенштейн не вписался в этот мир, не нашлось ему в нем места. Трагедия в том, что никакую мораль из этого фильма почерпнуть невозможно, кроме следующей: виновата тут только война. Трагедия в том, что исправить ничего нельзя, можно только предотвратить. Там, где еще есть шанс. Пожалуй, это первый фильм, в котором затрагивается тема последствий чеченской войны, где люди не могут найти себя в мирной жизни. Он интересен тем, что не дает однозначных оценок. Эта картина о том, что виноваты все. Единственный, кто ни в чем не виноват, как это ни парадоксально, - это несчастный Павлик.
"Мой сводный брат Франкенштейн" - о хрупкости нашего видимого благополучия, о тончайшей пленке, которая отделяет нас от катастрофы и может прорваться в любой миг и в любой семье; о том, как безмятежный мир легко срывается в состояние войны. В фильме нет ни выстрелов, ни смертей, ни разрушения. Есть только отголоски. Которые еще страшнее, потому что ни забыть, ни спрятаться от них нельзя, потому что с ними нужно не воевать - с ними приходится жить. Война у Тодоровского продолжает существовать в приходящих оттуда людях. "Мой сводный брат Франкенштейн" - это взгляд на войну с неожиданного и нового ракурса в повествовании о молодом солдате, вернувшемся из Чечни инвалидом; к тому же, с искалеченной психикой, и оказавшимся никому не нужным - ни в своей стране, ни в своей семье. Это и рассказ о его близких, в судьбах которых страшным эхом отозвались военные события, происходившие в тысячи километрах от их родного города и казавшиеся им такими далекими. Встреча с неожиданно прибывшим родственником перевернула всю жизнь обычной московской семьи, заставила людей на многое взглянуть по новому и в полной мере ощутить нависшую над миром опасность, которая в любой момент может коснуться каждого. К сожалению, далеко не все персонажи фильма смогли достойно выдержать выпавшие на их долю испытания.
Валерий Тодоровский как истинный профессионал сумел снять по-настоящему трагичный фильм без надрыва, без дешевого манипулирования зрительскими чувствами, не пытаясь, как иные режиссеры, непосредственно давить на жалость и сентиментальность. Это история, где трагедия становится обыденностью. Он излагает ее очень спокойно, даже холодно... В сущности, эта внешняя бесстрастность давно стала фирменным стилем Тодоровского, плавно перешедшим из разряда молодых и талантливых в ряд зрелых и состоявшихся. Он из тех режиссеров, которые ясно видят цель и так твердо к ней идут, что не нуждаются в мелодраматических подпорках. Во "Франкенштейне" режиссер выступает почти в роли хроникера. Фиксирует реальность, переставшую быть таковой. Глубокое раскрытие темы для Тодоровского оказалось гораздо важнее кратковременного вышибания слезы. Кино получилось серьезное, символичное и как это ни парадоксально - очень жизненное, поскольку тема по большому счету касается не столько войны. Война - это просто самый актуальный, самый масштабный и самый драматичный пример из возможных.