Открылась выставка японской каллиграфии [ Редагувати ]
В рамках сотрудничества между Украиной и страной восходящего солнца в Киеве открылась выставка мэтра японской каллиграфии Рюсеки Моримото, хотя и без его личного участия.
Само слово каллиграфия происходит от греческого, что в переводе означает красивый почерк, то есть kallos - красота и grapho - пишу. Стало быть, красивое и четкое письмо. Издревле в качестве орудий письма использовали тростниковые перья на Востоке, кисти - в странах Дальнего Востока, ну, а в средневековой Европе - птичьи перья. Оказывается, арабская вязь тоже является каллиграфией. Ведь у мусульман изобразительное творчество весьма ограничено, а потому в этих странах каллиграфия стала источником богатейших композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором. Кстати, старославянская письменность также является образцом каллиграфии, только уже нашей, родной.
В целом, дальневосточная каллиграфия - это не просто красивое письмо: иероглифы представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия. Такая форма фиксации информации оказала значительное влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия.
Самые первые свидетельства об иероглифах на Востоке относятся к ІІ тысячелетию до н.э. В Китае иероглифы стали использовать во времена династии Хань. В Японии же каллиграфическое письмо возникло в VII в.
Поскольку японцы, как нация более самодостаточны по духу, нежели китайцы, то они не остановились на достигнутом, и на базе китайских стилей создали несколько новых, отличающихся гораздо большей простотой и эмоциональностью. Так в Японии возникли три своих стиля. Кайсе означает устав. В этом стиле одна линия пишется за другой. После завершения написания линии кисть обязательно отрывают от поверхности бумаги. Линии прописывают четко, уверенно. Иероглифы выходят угловатыми, квадратными по форме. Гесе - полукурсив. Включает в себя более быстрое написание. Линии выходят более плавными, закругленными. Сосе - курсив - быстрое, стремительное написание (в несколько движений), при котором линии письма менее четкие и кисть практически не отрывается от бумаги в процессе письма.
В основу всех каллиграфических стилей Японии легло представление о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение, потому и зрительное восприятие текста по значению не уступает тому же зрительному восприятию картин.
И, безусловно, на каллиграфию оказала большое влияние философия дзэн-будизма, в основе которой лежит медитация. Потому-то и картины Рюсеки Моримото воспринимаются не только эстетически, а и подталкивают к размышлениям. И хотя мы, украинцы, не знаем японского языка, мы можем лишь ощущать картины-знаки, и догадываться какие послания передает нам Моримото, в то время как для знатоков японского языка иероглиф содержит конкретный образ.
Японский мэтр уже бывал в Украине в 2002 году в рамках программы "Дни Японии". Известно, что в качестве пропаганды своего искусства он неоднократно отдавал в дар свои работы в разных странах. Собственно, Украина также оказалась в этом списке: он подарил киевскому музею искусств имени Богдана и Варвары Ханенко 26 картин.
Традиционные способы передачи каллиграфических символов лаконичны: они пишутся на белой бумаге, которая по дзен-философии олицетворяет пустоту, а черные знаки на белом фоне несут в себе понятия "янь" и "инь" - мужское и женское начала. Но Моримото отошел от традиций - его иероглифы красуются на цветной бумаге теплых тонов или даже обрамлены тканью.
Японцы верят, что иероглиф имеет еще и сакральное значение, ведь письмо на Востоке считается посланием Неба, а потому каллиграфический знак несет в себе определенный энергетический заряд. Иероглиф пишется одним махом - концентрация мысли, взмах кисти - и на бумагу ложится новое послание. Соответственно, когда мастер творит очередной знак, он вкладывает в него и часть себя, а потому Моримото, который, кстати, весьма дорожит своими самурайскими корнями, при каждом взмахе кисти издает боевой клич, высвобождая свою энергию. Этот прием широко применяется в восточных единоборствах - сила удара получается больше. А поскольку для европейцев восточная культура является загадочной, то каллиграфические символы не надо смотреть глазами, их надо чувствовать.