Рынок автозапчастей. Кто заменит "фирму"? [ Редагувати ]
Новый закон, в случае в вступления его в силу, сэкономит немецким автомобилистам миллионы на починке машин. Но под угрозой окажутся тысячи рабочих мест в Европе.
14 сентября Еврокомиссия сделала важный шаг в решении вопроса о либерализации европейского рынка автозапчастей, утвердив проект соответствующей директивы. Этот документ предполагает, что продажа на европейском рынке видимых частей кузова больше не будет определяться директивой о защите дизайна, отвечающей, по сути, интересам автомобилестроителей в некоторых странах ЕС. Закон вступит в силу, если документ одобрят Европарламент и Совет министров ЕС. Наблюдатели считают, что Европарламент скорее всего утвердит директиву, а вот какое решение примет Совет министров, пока остается абсолютно открытым. До недавнего времени за сохранение нынешнего положения вещей выступали Франция, Германия, Португалия, Италия и Чехия - страны с сильной автомобилестроительной промышленностью.
Возможно существенное снижение цен
Комиссар по вопросам внутреннего рынка ЕС нидерландец Фриц Болькештайн считает, что разработанный им документ учитывает в компромиссной форме интересы и автомобилестроителей, и независимых производителей запчастей, и потребителей. Протекция рынка противоречит свободной конкуренции, заявил Болькештайн, и нельзя оправдать то, что в некоторых странах ЕС владельцы автомобилей вынуждены покупать исключительно запчасти соответствующей автомобилестроительной фирмы. В случае вступления в силу новой директивы автомобилисты этих стран могут рассчитывать на снижение цен до 10%.
Так как ряд комиссаров, среди них немец Ферхойген, который с 1 ноября будет занимать в Еврокомиссии нового состава пост комиссара по вопросам промышленной политики, противились либерализации рынка автоапчастей ЕС, Болькештайн предложил две поправки к новой директиве. Во-первых, на запчастях должен быть указан производитель, для того, чтобы облегчить потребителю выбор между конкурирующими продуктами, а во-вторых, переходный период до вступления директивы в силу должен быть продлен на 2 года до начала 2008. Как сообщают из близких к Еврокомиссии кругов, именно таким образом Болькештайну удалось добиться согласия некоторых ранее скептически настроенных комиссаров на принятие поправок к директиве о защите дизайна.
Оборотная сторона либерализации
Политики и отраслевые объединения приветствовали решение Еврокомиссии. Депутат от Европейской Народной партии Европарламента Кристоф Конрад, в частности, уверен, что новый закон положит конец злоупотреблению принципом защиты дизайна, целью которого никогда не была протекция рынка запчастей. Положительно о новой директиве отозвался и депутат Европарламента из Германии либерал Александр граф Ламбсдорф, заявив, что "проект Болькештайна сэкономит немецким автомобилистам миллионы на починке машин". Новое положение наконец-то даст справедливый шанс и средним предприятиям, заявил представитель "Европейского движения в защиту свободы рынка автозапчастей и починки автомобилей" (Ecar) Герхард Риле.
Годовой оборот автозапчастей на пока еще закрытом для альтернативных производителей рынке составляет только в Германии 2,5 миллиарда евро. В Евросоюзе этот показатель достигает 10 миллиардов в год. Объединение европейских автомобилестроителей предупредило о том, что либерализация рынка откроет ЕС для товаров из Тайваня и Китая, что поставит под угрозу 32 000 рабочих мест в Европе.