Москва и Тбилиси конфликтуют из-за транспорта [ Редагувати ]
В среду, 15 сентября, Россия в одностороннем порядке ограничивает автомобильное сообщение с Грузией. А с 1 октября, если грузинские компании не выплатят многомиллионные долг, она намерена закрыть для грузинских авиалиний свое воздушное пространство. В Грузии в этой связи говорят о транспортной блокаде. В Москве настаивают на том, что причины этих шагов исключительно экономические, и подчеркивают, что ни о какой блокаде речи не идет.
Трагедия в Северной Осетии, казалось бы, заставила многих жителей России забыть о противостоянии в Осетии Южной. Но вот, похоже, об этом конфликте вспомнили вновь. Эскалация конфликта в Южной Осетии вызвала этим летом обострение отношений между Тбилиси и Москвой. Ночами в Южной Осетии шла стрельба, а днем политики из Тбилиси, Москвы и Цхинвали выдвигали взаимные обвинения. Грузия обвиняла Россию в поддержке южноосетинских сепаратистов, а Россия Грузию - в противодействии российским военным на территории конфликта. Но вот зазвучали новые обвинения.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров намекнул на связь событий в Беслане и Южной Осетии: "Конкретных фактов, которые свидетельствовали бы о том, что эти события связаны друг с другом нет, - сказал министр. - Но сами последствия кризиса, созданного в Южной Осетии, и захват заложников в Северной Осетии наводят на мысли, и политики обязаны не исключать мысль о том, что это неслучайно".
По словам Лаврова, все эти события вписываются в интересы тех, кто, как он сказал, хочет "дестабилизировать Кавказ". Многие поняли, что столь коварные намерения питает именно Грузия - заявление последовало за тем, как в государственных СМИ России появились намеки на "грузинский след" трагедии в Беслане.
В свете всего этого Григорий Шведов, руководитель информационно-аналитического интернет-портала "Кавказский узел", склонен рассматривать нынешний транспортный кризис в политической плоскости: "Он безусловно связан с тем подходом, который демонстрируют наши силовые ведомства и наш президент, которые говорят, что нам нужно укреплять нашу границу на южных рубежах".
Если дело действительно обстоит так, то Григорий Шведов считает эту политику крайне неэффективной: "Это не то средство, которым можно эффективно бороться с терроризмом, потому что это средство ударит по достаточно большому количеству простых людей".
Оно, по мнению Шведова, "окажется достаточно неэффективным по отношению к тем людям, которые используют отнюдь не контрольно-пропускные пункты, проникая в нашу страну с большим количеством оружия".
Эмиль Адельханов, заместитель председателя совета Кавказского института в Тбилиси, тоже считает, что прекращение авто- и авиасообщения ударит, в первую очередь, не по боевикам и мировому терроризму, а по простым людям: "Прежде всего, это будет серьезный удар по тем, скажем, кто годами не видел своих близких, которые живут по ту сторону Кавказского хребта. Не говоря уж об экономических последствиях, поскольку вся бакалея по-прежнему поступает к нам в основном с севера".
Российская сторона настаивает на том, что решение об ограничении автомобильного, а затем и прекращении авиационного сообщения с Грузией никак не связано с политикой. Так, что касается автоперевозок, то грузинские автобусы, сообщают в министерстве транспорта, грубо нарушали расписание. Кроме того, в министерстве ссылаются на жалобы от российских перевозчиков о том, что их грузинские партнеры нарушают условия договоров.
Экономика или политика?
Что касается авиаперевозок, то по данным того же минтранса, долг грузинских компаний за аэронавигационное обслуживание в Российском пространстве России превысил 3,5 млн. долларов.
Впрочем, Эмиль Адельханов придерживается другой точки зрения: "Долги эти вспоминаются нам исключительно тогда, когда против нас хотят провести какую-нибудь кампанию".
Тем временем, этому скандалу между Россией и Грузией предшествовал другой, причем тоже транспортный. Однако в этом случае речь шла не об ограничении, а о восстановлении движения транспорта между территориями России и Грузии.
Власти Тбилиси возмутило восстановление железнодорожного сообщения между Россией и не подчиняющейся грузинским властям Абхазии. Москва, меж тем, ссылается на договоренности с прежним грузинским руководством и вводит явно заниженные цены на проезд в Абхазию, демонстрируя, что экономика здесь, вероятнее всего, все же не главное.
Впрочем, экономические мотивы не всегда столь важны для России. В понедельник было восстановлено железнодорожное сообщение между Сочи и Сухуми. Цены на билетах по этому маршруту крайне низкие, так что проект с самого начала обещает оказаться убыточным.
Зато выглядит он вполне логично. Ввиду помпезной отправки поезда Москва-Сухуми, не ходившего по этому маршруту более 10 лет весьма, и общей активизации транспортного сообщения России с Абхазией.