22 марта считается днем рождения балета [ Редагувати ]
22 марта 1717 года в лондонском королевском театре "Друри Лейн" состоялась первая постановка зрелища без слов и пения, основанного только на мимике и жестах, то есть балета. Поставил "Любовь Марса и Венеры" Джон Вевер, а музыку написали два композитора: мелодии для танца - Ричард Фейрбанкс; и Генри Симондс - мелодии, заполнившие антракты между танцами.
Зарождение балета
Балет зародился в Италии в конце эпохи Возрождения (XVI век) как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет, как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов (на самом деле, очень далеких от сегодняшнего понимания этого явления) ("Комедийный балет королевы", 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.
Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам осуществленным французским балетмейстером Ж. Ж. Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как "программы, определяющей движения и действия танцовщика".
Отказ от каблуков - шаг вперед в балетной истории
Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Ещё в 30-е годы XVIII века французская балерина Камарго укоротила юбку и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски. К концу XVIII века балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на концики пальцев, что привело к изобретению пуанты. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони.
Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Бетховен в своем балете "Творения Прометея" (1801) предпринял первую попытку симфонизации балета. Романтическое направление утверждается в балетах Адана "Жизель" (1841) и "Корсар" (1856). Балеты Делиба "Коппелия" (1870) и "Сильвия" (1876) считаются первыми симфонизированными балетами. Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке (в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др.), как музыке мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца.