"Оранжевое небо" нависает над Украиной [ Редагувати ]
Сегодня выходит в прокат художественный фильм "Оранжевое небо" - полнометражная мелодрама украинского производства с бюджетом 500 тысяч долларов о любви сына губернатора области и простой студентки на фоне событий "оранжевой революции". Картина выходит одновременно более чем на тридцати экранах, что является рекордом для отечественного кинопродукта.
Съемки картины проходили в Киеве в ноябре-декабре прошлого года. Производством картины занималась компания "Синема". Над фильмом работала интернациональная съемочная группа. Режиссером картины выступил украинец Александр Кириенко. Фильм "Оранжевое небо" стал его дебютом в полнометражном кино: раньше он снимал телефильмы, рекламу, музыкальные клипы и видеоролики для политических партий. Сценарий написал украинский журналист Юрий Бутусов, а художником картины выступил украинец Михаил Левченко.
В то же время операторская группа под руководством оператора-постановщика Улугбека Хамраева была полностью российской. Главные роли сыграли украинка Лидия Оболенская и российский актер Александр Лымарев, известный по сериалу "Солдаты". В остальных ролях отметились известные российские актеры Ксения Белая, Николай Чиндяйкин и Андрей Краско, а также финн Вилле Хаапасало. Кроме профессиональных актеров в кадре периодически появляются Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Анатолий Кинах и Виталий Кличко, а Александр Мороз сыграл в фильме эпизодическую роль самого себя.
По словам генерального продюсера картины Ярослава Мендуся, кроме проката в Украине "Оранжевое небо" могут показать также в Польше, Финляндии, Бельгии и России. Сейчас дистрибуторы этих стран ведут переговоры о покупке прав на прокат.
Редактор журнала KІNO-КОЛО Владимир Войтенко так прокомментировал премьеру: "Оранжевое небо"- попытка заснять историю украинских Ромео и Джульетты в известных обстоятельствах, то есть во время Оранжевой революции. Слава Богу, не трагедия. Но даже не драма. Мелодрама. Так жанр картины определяют сами авторы, и так оно есть на самом деле. Как для нашей киноситуации, когда современные пути украинского жанрового кино совсем не протоптаны, такой жанровый выбор для "оранжевой" игровой киноистории целиком предугадан - это, безусловно, путь наименьшего сопротивления материала; и, по моему мнению, - для авторов ленты это воображаемый самый короткий путь к успеху у зрителя. С последним стоит поспорить...
Будет ли успех? (По понятным причинам - по крайней мере, в центре и на западе страны, где "Оранжевое небо" наверно будет прокатываться). Не знаю. Достаточно ли для этого только двух факторов - темы и "верного" выбора жанра? Нужны ли такой ленте для сегодняшнего успеха украинского фильма в украинских кинотеатрах и другие качества? Например, связанные с небанальной или хотя бы крепкой драматургией; с выразительной актерской игрой; с режиссерским воспроизведением позапрошлогодней реальности и созданием достоверной и интересной реальности кинематографической? Кто знает? Ведь, в сущности, за все время украинской Независимости - это первая отечественная картина, которая выходит в более или менее широкий кинотеатральный прокат.
В таком случае остается за неделю сосчитать кассу "Оранжевого неба", а также изучить зрительскую мысль вне финансовых результатов. И не забывайте, что это будет преддверие премьеры второго "оранжевого фильма" - "Прорвемся", который стартует, по свидетельству продюсеров, тридцатью копиями.
Неправдой было бы сказать, что "Оранжевое небо" не кроет в себе неожиданностей для зрителя, которые могут даже сбить с толку... Но все же очевидный политический ангажемент породил предвиденные драматургические построения и будто уже не раз где-то слышанное содержание диалогов. И все эти вещи, отдадим должное создателям, именно мелодрама способна пережить безболезненнее всего. Для комедии (не приведи Господи), трагедии или драмы на материале событий Оранжевой революции нужны уже более оригинальные художественные позиции, а также гражданская смелость.
Вспоминается, как один известный русский киновед год тому назад предусматривал: понятно, какой сюжет у вас теперь бросятся снимать - Он "бело-голубой", Она "оранжевая", между ними любовь , он становится бок о бок с ней на Майдане, изменяя убеждениям, революция побеждает; мелодрама. А, будто бы, интереснее вот как - Она "оранжевая", без памяти влюбляется в Него, "бело-голубого", ни каким образом не отрекается своих убеждений, но ради Него бросает Майдан, едет на Донбасс, революция побеждает без них, они вступают в брак, жизнь продолжается; драма...
Следует отдать должное такой идее гипотетического фильма об Оранжевой революции. Она предусматривает другой уровень разговора с самого начала. Не говоря о том, что зрительская аудитория сразу бы составила всю Украину. Ну а фильм можно было бы назвать, без шуток, - "Оранжевая шахта"...