Итоги Московской биеннале: Топ-5 лучших и худших выставок [ Редагувати ]
Те, кто не попал на большинство выставок Второй Московской биеннале, - кусайте локти, ибо биеннале прошла, а вернется не скоро - ровно через два года. Те, кто попал на все выставки и остался недоволен увиденным, - радуйтесь, ибо событий подобного масштаба в ближайшее время не предвидится и, соответственно, такой концентрации раздражающих объектов тоже не будет.
Тем же, кто не обошел экспозиционные площадки отнюдь не в силу идеологических причин, но исключительно из-за собственной лени (и при этом на склоне лет хочет рассказать внукам о сенсациях российской арт-сцены начала третьего тысячелетия), мы советуем хотя бы прочитать этот текст - как раз для того, чтобы было о чем вещать, сидя в кресле-качалке на веранде собственной виллы.
Топ-5 лучших:
Пипилотти Рист в Государственном музее архитектуры им. Щусева
Джон Сибрук считает, что работы Рист идеально иллюстрируют "искусство, созданное из дискурса рекламы". Фильм Рист - реклама автора, подобно тому как клипы MTV - реклама музыки. Зрителю же предоставляется чисто эстетическое наслаждение от видеоинсталляции "Пей мой океан", где автор привычно выступает в роли сценариста, режиссера, оператора и главного персонажа. Собственно, это десятилетней давности видеоклип на песню Криса Айзека Wicked Game (причем сама песня перепета художницей). Наверняка, конечно, найдутся желающие вопросить: "А бездны где?" и возмутиться излишней легкомысленностью признанного классика мирового видеоарта. Однако слишком велик соблазн погрузиться - пусть только взглядом - в ультрамариновую океанскую воду вслед за соблазнительной Пипилотти.
"Мы - ваше будущее" на Винзаводе
Яркий пример искусства, унаследовавшего проигнорированные евроцентричным Западом традиции, антиклерикального, антиконсюмеристского, антиамериканского или иного анти- толка. И надо сказать, что такое искусство выглядит гораздо более бескомпромиссным, чем работы спецпроекта "Верю", например. Кстати, "Верю" не удостоился места в предыдущем топе просто потому, что в нем только пять мест. Вот было бы шестое - и невнятный, плохо продуманный с точки зрения концепции "Верю" оказался бы именно на нем.
"Игры разума" Ильи Чичкана и "Синих носов"
Бодрая такая арт-физкультура, да и вообще - кто откажется забросить баскетбольный мяч в сетку, вбитую в лоб Фрейда?
"Пьер и Жиль" в Манеже
На живых классиков не посмотреть - грех, все равно демонстрацией их работ достанут в интернете, рассказами об их выставке - в теле- и радиопрограммах, а впечатлениями обязательно будут мучить друзья. Тут уж и вправду было лучше сходить и посмотреть. Тем более что по степени эстетического совершенства (категория из разряда сомнительных, но все же) с дуэтом Пьера и Жиля не может потягаться ни одна выставка биеннале.
"Населенные пункты" Александра Бродского в Музее современной истории России
Один из самых известных современных архитекторов России смотрелся на биеннале получше записных художников. Самое интересное, Бродский начинал архитектурную карьеру как художник, а вернулся в искусство как архитектор.
Топ-5 худших:
"Взаимодействия" в бывшем музее Ленина.
Работы Бочковой, Ковылиной и Носовой призваны иллюстрировать коммуникацию как отсутствие взаимодействия, контакта, как своеобразные "трудности перевода" индивидуальных языков, то есть отсутствие взаимопонимания. Задача выстраивания взаимоотношений с внешним миром и сопровождающие этот процесс трудности, обостренный индивидуализм в современном мировоззрении - все это звучит неплохо, но безнадежно скучно. Каждый, кто единожды ощутил собственное одиночество в переполненном вагоне метро, не стремится повторить этот опыт. Поэтому различные взгляды, предложенные в рамках проекта, кажутся лишь ненужным муссированием проблемы.
"Мыслящий реализм" в Государственной Третьяковской галерее
Идея выставлять классику актуального искусства рядом с просто классикой уже успела найти своих поклонников на Западе, но для России это первый эксперимент. Исполнение-то все и подвело: никто не решился повесить новые работы в залах рядом со старыми, был избран компромиссный вариант - переместили несколько старинных произведений в зал, выделенный для выставки. И этот отдельный зал, где картины XIX - начала ХХ веков висят бок о бок с искусством второй половины прошлого столетия, не дает того ощущения диалога, на которое уповали организаторы. Видимо, программа по преодолению стереотипов в истории искусства пока что терпит в России поражение.
"Американское видеоискусство начала третьего тысячелетия" в ЦУМе
На открытии биеннале казалось, что работы, представленные в ЦУМе, хороши - просто их мешает оценить кошмарная по своим размерам толпа, вооруженная стаканами с водкой, смешанной с клюквенным (нет, не соком) морсом. Но при внимательном просмотре выяснилось, что огромное скопление народа является лучшим фоном для проекта - по крайней мере, не различаешь деталей. Страшная беременная старуха, бодро трясущая своими телесами, и по сей день снится автору этих строк в самых жутких кошмарах.
Left Pop ("Возвращаясь домой") в Московском музее современного искусства
Идеей было показать, как массовая культура искажает, трансформирует в общепринятые штампы протестное эстетическое поле. В качестве такого поля взята ранняя левацкая политическая идеология. Только вот реализация идеи - в виде реконструкции "Московского дневника" Беньямина - идет хоженой-перехоженной в современном философском комментировании тропкой. Ну а красочно проиллюстрированная тема секс-туризма в постсоветской Москве, кажется, актуальна на сегодняшний исключительно в сериалах, идущих в дневное время.
Matter & Memory на Винзаводе
Понятно, что Московская биеннале - неплохая стартовая площадка для европейских художников. Притащить в столицу России два десятка выпускников художественных вузов - отличная идея, но нельзя же везти столь откровенный плагиат.