Евроконституция: Попытка номер два [ Редагувати ]
Евросоюз со второй попытки собирается реформировать собственную законодательную систему. После провала Евроконституции прошло два года. Результатом работы над ошибками стали так называемые Лиссабонские соглашения, подписанные всеми членами ЕС.
Грабли референдумов
Евросоюз пережил за свою историю девять этапов своего расширения. Еще пятнадцать лет назад в ЕС входило всего 15 государств. Тогда главные решения принимались консенсусом, то есть единогласно, а остальные - квалифицированным большинством. Однако после того, как в 90-х запылали Балканы, стало ясно, что это надгосударственное объединение будет расширяться. Намечалось прибавление еще 10 государств.
Потому стало ясно, что нужно реформировать систему договоров для создания конституции. Этим занялся один из экс-президентов Франции Валери Жискар д`Эстен. Решение об этом было принято в декабре 2001 года. Жискар д`Эстен возглавил конвент - рабочий орган по созданию общеевропейской конституции. Работа над основным законом Старого света длилась 3 года, и в июне 2004 она была одобрена на саммите ЕС. В том же году ее подписали представители 25 государств-членов союза.
Конституция оказалось самой многословной после своего калифорнийского аналога. 265 страниц содержали 450 статей и 60 тысяч слов. Этот документ сопровождался массой оговорок и исключений.
Для вступления основного закона в силу он должен был пройти процедуру ратификации в каждой стране Евросоюза, иначе она не вступила бы в силу, даже если б одна из стран ее не приняла. Это не означало, что ЕС развалится, поскольку все предыдущие договоры оставались в силе, однако дало бы повод скептикам говорить о закате идеи единой Европы.
Одни страны решили ратифицировать Евроконституцию голосованием в парламенте, другие - на референдуме. Таких членов ЕС оказалось десять (Испания, Франция, Нидерланды, Люксембург, Дания, Португалия, Великобритания, Чехия, Ирландия, Польша). Два референдума в 2005-м году провалились - французы и голландцы сказали "нет" евробюрократам. Потому было решено приготовить новый документ, который мог бы заменить отвергнутую конституцию.
Договор о "единой Европе" убивает идею... единой Европы
Новый договор разрабатывался около двух лет. Создатели представили его в ночь с 18 на 19 октября во время неформального саммита ЕС. А официально его подписали все 27 стран 13 декабря в португальском Лиссабоне.
По пути договор утратил несколько элементов, которые ранее присутствовали в Конституции. Так, создатели не упомянули в нем гимн, герб и флаг Евросоюза, однако во многом сохранили прогрессивные нововведения. Это дало повод Валери Жискар д`Эстену заявить, что, мол, договор стал наглядной демонстрацией того, что за три года жители Старого света недалеко продвинулись в процессе евроинтеграции. Кроме того, скептик не забыл отметить, что конституционное развитие ЕС по-прежнему напрямую зависит от удовлетворения корыстных интересов отдельных членов Евросоюза. Аналитики отмечают, что в результате многочисленных оговорок и компромиссов исчезла сама идея единой Европы с целостным законодательством. Кроме того, что таким образом законодательство лишь усложняется, а не наоборот.
После того, как в 2008 году парламенты государств ратифицируют этот выхолощенный договор (для ирландцев в виде исключения разрешено провести референдум), в структуру этой квазиимперии нового типа будут постепенно вноситься изменения. Так, у ЕС появится свой президент, который будет избираться на 30 месяцев. Главными претендентами на президентскую должность аналитики называют поляка Александра Квасневського и британца Тони Блэра. А пост верховного представителя по общей внешней политике ЕС и верховного комиссара ЕС по внешним связям совместят. Напомним, что первую позицию сейчас занимает Хавьер Солана, а вторую - Бенита Ферреро- Вальднер.
Кроме того, количество депутатов Европарламента сократится с 785 до 751 человека. В то же время парламентарии получат больше влияния на законодательные инициативы, особенно в области юстиции и внутренних дел. Кроме того, к 2014 году количество еврокомиссаров сократится до 17. А состав Еврокомиссии будет обновляться каждые 5 лет.
Однако самым главным изменением оказалась смена принципа принятия решений, которой особенно сильно противились поляки. "Подробности" уже писали о том, что же не устраивало Польшу. Ведь она при новом раскладе получает почти в два раза меньше голосов, чем ее западная соседка Германия. Варшава во главе с Качиньскими настаивала на введении системы "квадратного корня", однако в ходе переговоров отказалась от своих требований. Взамен поляки добились того, что страны, выступающие против принятия какого-либо предложения, но оказавшиеся в меньшинстве, имеют право временно "заморозить" принятое решение.
Было достигнуто решение о том, что принцип "двойного большинства" будет введен частично лишь с 2014 года. А переходной период для поляков продлится до начала 2017 года. Сейчас же Германия, Франция и Польша заявляют о готовности немедленно ратифицировать Лиссабонский договор. Напомним, что согласно принципу "двойного большинства" для принятия решения необходимо 55% голосов представителей государств ЕС, где проживает не меньше 65% населения Евросоюза.
Ни жарко, ни холодно. Но очень плохо
Хотя противники нового документа отмечают, что введение постов президента и главы общего внешнеполитического ведомства лишь обострит конкуренцию между участниками ЕС за контроль над этими важнейшими направлениями, Украине от этого по большому счету ни холодно, ни жарко. Однако стратегически на данном этапе отношений нашей страны с ЕС это скорее плохо, чем хорошо или даже безразлично.
Некоторые обозреватели считают, что появление такого документа позитивно отразится на двусторонних отношениях уже потому, что ЕС получит (в случае, если договор ратифицируют) документ, определяющий систему возможного расширения сообщества. Однако обозреватель Татьяна Пасова замечает, что поводов украинцам особо обольщаться нет. Ведь ныне кандидатами на вступление в ЕС являются Турция, Хорватия и Македония.
Менеджер европейских проектов "Интерньюс-Украина" Владимир Ермоленко отмечает, что для Украины подписание Лиссабонского договора не имеет особого значения. Этот документ, говорит эксперт, является компромиссным вариантом, на который вышли члены ЕС где-то полгода назад во время председательства Германии, пишут СМИ. Там нет ничего нового о перспективах расширения ЕС. То, что действительно важно для Украины, - это переговоры, которые ведутся по Новому усиленному соглашению, говорит Ермоленко. А Лиссабонский договор характерен, прежде всего, тем, что делает более четкой систему председательства в ЕС и консолидирует внешнюю политику.