Газовый шантаж [ Редагувати ]
В начале девяностых годов прошлого века наивная детская загадка про "А" и "Б", сидевших на трубе, зазвучала по-новому. С трубы можно было упасть, пропасть, да мало ли что еще могло случиться с А и Б, - риск большой, но желающих сесть на трубу, тем не менее, было предостаточно. Потому что по ней перекачивали газ, да и так быстро, что за считанные дни "сидящий" мог стать обладателем огромного состояния. Ведь газ - это энергия. А, значит, - деньги.
По большому счету, все перипетии латентной украинско-российской газовой войны рядовому гражданину непонятны. Единственное, что интересует вдумчивого слушателя новостей, так это то - будет ли он больше платить за тепло в своей квартире и газ в своей плите. К сожалению, будет. И не только за это. Без газа не работают предприятия, клепающие всевозможные изделия - от сковородки до автомобиля. Дорожает голубое топливо - ползут вверх цены на все, что говоря простым языком - "Делается на газу".
Украина сейчас входит в десятку стран с наиболее высоким уровнем потребления газа. При этом в списке стран с наиболее высоким уровнем жизни - не числится. Это говорит о том, что существующие у нас технологии производства являются энергоемкими и дорогостоящими. То есть, газ мы прожигаем даром. И пока почти ничего не делается для того, чтобы производство оставалось на том же уровне, а топлива расходовалось меньше. Промышленники, то есть, те, кто подключен к трубе, говорят, что радикально изменить технологии пока невозможно, а торговцы газом, то есть, те, кто сидит на трубе, по этому поводу не особенно переживают. Чем больше продается голубого топлива, тем лучше "А" и "Б" себя чувствуют.
В 2004 году Украина сожгла почти 76 миллиардов кубометров газа. В денежном эквиваленте это примерно 10 миллиардов евро или 12 миллиардов долларов - по среднеевропейским ценам на газ. Но у нас пока действуют не европейские цены - Россия рядом. Большая часть топлива поступает к нам оттуда. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо тем, что братья-славяне продают нам газ по специальным ценам. Плохо - тем, что мы, в отличие от большинства государств являемся страной энергетически зависимой. Ведь в отличие от нас, те, кто входят в топ-десятку потребителей, имеют не один, а два-три, а то и четыре, независимых источника поставок газа.
Впрочем, когда-то Украина не завозила голубое топливо, а наоборот - поставляла его, в ту же Россию. Было это в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого века. Тогда, конечно, между странами отношения были братские, а не торговые, поэтому денег за транспортировку никто не платил. В семьдесят пятом, к примеру, из украинских недр выкачали 68 миллиардов кубометров. Украина тогда сама сжигала не больше шестидесяти, а излишки отправляла в Россию. С 1951 по 1975 год в западном регионе разрабатывалось семь месторождений. До середины пятидесятых Прикарпатье вообще было основным газодобывающим районом не только в Украине, но и во всем СССР. Из общесоюзного объема добычи на Стрыйское газопромысловое управление приходилось 2,8 миллиарда кубометров, то есть 48%. На Востоке Украины дело тоже не стояло. В 1951 году была открыта уникальная Шебелинка. Ее запасы были оценены в 650 миллиардов кубометров. Этого хватило бы всей украинской промышленности лет на десять. До конца семидесятых Шебелинка считалась крупнейшим по запасам и уровню добычи месторождением во всей Европе. Но после семьдесят пятого Советский Союз решил, что сибирские залежи более богаты и через некоторое время добывать в Украине стали всего 20 миллиардов кубов.
Сейчас того, что достают из украинских недр едва хватает на обогрев квартир и прочие коммунальные нужды. Причем наблюдается интересная бухгалтерия. Себестоимость добычи украинского газа составляет - речь идет все о той же тысяче кубов - 127 гривен, а цена, по которой "кубы" поступают потребителям - 112 гривен. Чистый убыток - триста миллионов гривен, и эту сумму нужно возместить. Другой возможности, кроме как за счет поставок из России - пока нет.
Но и с российским поставками не все так просто. "Газпром", который качает газ в Украину, в сентябре захотел повысить цены с нынешних 50 долларов за тысячу кубометров до 180, хотя ранее российская сторона настаивала на сумме в 150 долларов. Александр Рязанов, глава "Газпрома" во время недавней встречи в Киеве с председателем правления НАК "Нефтегаз Украины" Алексеем Ивченко предложил начать переговоры именно с этой цифры. Мотив - прогнозируемые цены в Европе в 2006 году будут превышать 200 долларов за тысячу кубометров.
Вот что сказал господин Рязанов:
http://ukroil.com.ua/news/show/8545
"Мы продвинулись не так далеко, как хотели бы, однако четко зафиксировали позицию о выработке рыночной цены: перед нами стоит задача сформировать окончательную цену и к 10 сентября представить ее в правительства России и Украины".
При таком повышении цен Украину вполне может ожидать экономический кризис. Однако на самом деле обсуждать изменения стоимости в ближайшее время не то, что нецелесообразно - просто неправомерно. Кажется, никто даже не обращает внимания на то, что между двумя странами действует соглашение о фиксированной цене на газ до 2009 года, и никто его пока не отменял. Ведь, слава Богу, на маршрутах трубопроводов не ведутся боевые действия, нет землетрясений и цунами, в общем, всего того, что в договорах именуется словом "форс-мажор". А мировая конъюнктура цен на газ пока форс-мажором не считается.
У нас на связи иностранный эксперт, аналитик инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Монгилев. То, о чем говорит Дмитрий Монгилев, сотрудники российского "Газпрома" обычно опровергают. Мол, это экономика, а не политика.
В начале девяностых газовый комплекс Украины продолжал функционировать по схемам, сложившимся еще в советский период. Через магистрали "Укргаза" топливо поставлялось в города и села. По той же цепочке шли платежи в обратном направлении. С апреля 1995 года обязанности взаимосвязанных поставок топлива и проплат были разделены. Операторами рынка остались АО "Укргазпром" и газораспределительная корпорация "Укргаз". Газовые предприятия стали выполнять исключительно технические функции. Ключевая роль досталась оптовым импортерам. Крупнейшие из них - "Единые энергетические системы Украины", Itera Energy, "Интергаз". А появились они потому, что предприятия попросту не могли рассчитываться за топливо по старым схемам.
В 1995 году, с приходом в правительство Павла Лазаренко, началось формирование газового рынка. После того, как Павел Иванович 11 июля 1996 года возглавил Кабмин, этот самый рынок заработал в "ручном" режиме. На словах говорилось о свободе выбора для покупателей и продавцов. На деле - система газопоставок жестко контролировалась правительством. После масштабной "зачистки" в середине 1997 года на газовом рынке Украины произошел передел. Едва ли не главной предпосылкой стала отставка Лазаренко с поста премьера, которая состоялась 2 июля, и утверждение 16 июля на пост главы Кабинета Министров Валерия Пустовойтенко. Смена правил игры на газовом рынке была зафиксирована указом Президента номер 853 от 19 августа 1997 года "О мерах по реализации государственной политики в сфере естественных монополий".
Нынче рынок существует. Но с учетом того, что 94% поставок контролируются "Нефтегазом Украины", частным трейдерам остается лишь малая доля. При этом "частники" не видят особых проблем с украинским монстром "Нефтегазом", для них куда более страшен монстр российский. Ведь Газпром - полный монополист продаж российского топлива. И если нынче он продает газ по внутрироссийским ценам по 45 долларов за тысячу кубометров, то ничто не мешает ему диктовать свои условия частным трейдерам.
Роман Сторожев, президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины" обещает 10 миллиардов кубометров по цене не выше той, которую Украина платит за туркменский газ - то есть, шестьдесят долларов за тысячу "кубов". Прагматики считают, что это непосильная для частных компаний задача.
Кроме российского газа, в Украину поступает и голубое топливо из Туркменистана. Его закупает для Украины компания "РосУкрЭнерго", созданная российским "Газпромбанком" и австрийским "Райффайзенбанком" на паритетных условиях. Не так давно экс-глава СБУ Александр Турчинов заявил, что служба осуществляет проверку этой компании на предмет того - не стоит ли за менеджментом "РосУкрЭнерго" Семен Могилевич. Этого человека Федеральное Бюро Расследований США считает одним из самых влиятельных мафиози на постсоветском пространстве. Константин Бородин, директор центра энергетических исследований Украины, в попытках очернить компанию "РосУкрЭнерго" видит проявление нечестной конкуренции. Но вот Интерпол, объектом внимания которого является Семен Могилевич, считает иначе.
Газ из Туркменистана поступает в Украину через соседний Узбекистан. Накануне визита нового украинского премьера в Москву российский Газпром и Узтрансгаз подписали среднесрочное соглашение о транспортировке топлива через территорию Республики Узбекистан. Соглашение рассчитано до 2010 года, а начинает действовать уже с 2006. То есть, Газпром будет контролировать транзит топлива через узбекскую территорию. Очевидно, что речь идет о туркменском газе. Но через несколько дней нынешний глава "Нефтегаза Украины" Алексей Ивченко сделал сенсационное заявление о том, что Киев и Ташкент уже однажды подписали подобный договор, и, мол, восточные партнеры Украины дважды продали одно и то же двум разным покупателям.
Украина и Россия создали ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортных сетей Украины". В ноябре 2002 НГУ и Газпром подписали учредительные документы. А несколько позже образовался любовный треугольник, когда к переговорам был привлечен немецкий концерн Рургаз.
К истории вопроса:
Сентябрь, 2002. Правительство Украины намерено воспользоваться помощью экспертов США в изучении вопроса по созданию международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой.
За месяц до подписания учредительных документов председатель подкомитета по вопросам газовой промышленности парламентского комитета по ТЭК Александр Гудыма обещает обнародовать секретные документы, которые, по его словам, подтверждают, что создание международного газотранспортного консорциума повлечет финансовые потери для Украины.
В декабре вице-премьер-министром по вопросам топливно-энергетического комплекса Украины становится Андрей Клюев. В это время в Верховной Раде лежит законопроект, предусматривающий продажу 45% акций ГТС. Клюев фактически блокирует продажу.
Что прописано в учредительных документах ООО "Международный ГТК по управлению украинской ГТС"? Экс-глава Нефтегаза утверждает: строительство Богородчаны-Ужгород. Не больше. Но тогда абсолютно не понятно, что дало повод российской стороне сегодня настаивать на ГТК, который предполагает управление украинской ГТС.
По мнению нового руководства Нефтегаза Украины, да и не только его, консорциум - это завуалированная попытка взять под контроль украинские газотранспортные магистрали, предлагая взамен низкие цены на российский газ - топливо будет примерно вчетверо дешевле, чем покупают, скажем, немцы или французы. Но украинцам все равно навяжут высокие расценки, если политика Киева не будет устраивать Москву.
Глава "Нефтегаза" Алексей Ивченко Москву, похоже, уже не устраивает. На переговорах с Газпромом летом нынешнего года он потребовал переводчика. Это и привело к тому, что разговор с украинской делегацией о цене начался со ста шестидесяти долларов за тысячу кубометров - то есть, "трудности перевода" обернулись тройной ценой.
Кроме цены в московской газовой риторике все время появляется некий мистический аргумент - исчезнувшие семь миллиардов кубометров российского газа, который Москва гонит в Западную Европу. Как только НАК проявляет строптивость, компанию тут же упрекают в потворствовании газовым грабителям.
Бывшее руководство Нефтегаза, ушедшее в отставку вместе с правительством Януковича, до сих пор считает, что консорциум не так уж опасен для украинского политикума.
Протяженность украинских газопроводов чуть больше 37 тысяч километров. Большинство магистралей проложили в советские годы. В пятидесятые-семидесятые годы были построены Дашава-Москва, Дашава-Рига и первые поставки газа отправили в европейскую часть СССР. В 1967 году через газопровод "Братство" украинское топливо стали качать в Европу. Чуть позже проложили трубы и от Шебелинского месторождения в сторону Киева и Одессы. Нынче предполагается строить новые магистрали, например, Богородчаны - Ужгород. Заказчиком выступает все тот же консорциум, на создание которого, правда, в несколько измененном виде, фактически согласился Алексей Ивченко.
Борьба за Украину продолжается. И если Россия, осуществляя эту борьбу, думает о будущем, то Киев вынужден думать о настоящем. О хлебе и газе насущном. В последний день сентября премьер Юрий Ехануров летит в Москву. Во время посещения Белокаменной встречается с теми людьми, от которых зависит судьба России. И пока самолет главы украинского правительства не приземлился в Москве, никто из журналистов не знал наверняка - состоится ли встреча с российским президентом. А для Владимира Путина, похоже, тоже наступил момент истины. Что делать - если встречаться с Ехануровым, значит, дать знак о поддержке нового украинского премьера. Не встречаться - значит, позволить думать о себе, как о почитателе курса прежнего главы Кабмина. Путин решился.
Был и другой знаковый момент во время этого визита. Алексей Ивченко, глава "Нефтегаза Украины", не был включен в состав делегации, хотя вопрос о газе, пожалуй, один из главных в российско-украинских отношениях. Переговоры проходили без переводчика. Означает ли это, что цена на топливо останется прежней, покажет ближайшее будущее. Но, похоже, торговля газом будет вестись на другом уровне.
В 2007 году заканчивается срок соглашений с Туркменистаном, и фактически весь газ, который будет поступать в Украину, можно считать российским.
Когда-то Билл Клинтон, предыдущий президент Соединенных Штатов, не уступавший в красноречии нынешнему, попытался оскорбить собеседника, а в итоге создал афоризм "This is an economy, stupid!", "Это же экономика, глупыш!" Неужели мы заслуживаем столь простых объяснений?
В следующей программе - мы поговорим о настоящей независимости. До вторника.