Владимир Семиноженко: В Украине сегодня только два регистра политической жизни - "Так!" и "Не так!" [ Редагувати ]
Чем меньше дней остается до парламентских выборов, тем более не в чести оказываются факты. Будучи использованными в качестве аргументов в предвыборной борьбе, они искажаются до неузнаваемости и, в итоге, вовсе теряются из виду. Факты заслоняют их "партийные" интерпретации. Одно и то же событие или явление служит поводом как для бодрых отчетов власти, так и для стенаний оппозиции. Поэтому мнением о ситуации в стране мы поинтересовались у представителя силы, которая позиционирует себя в качестве "золотой середины", способной примирять крайности. Эта сила - "помиркованый" Народный блок Литвина и ее представитель Владимир Семиноженко.
- Цифра - вещь упрямая. Экономика, оперирующая цифрами, - точная наука. Почему же Президент настаивает на том, что экономическая политика-2005 удалась, а его оппоненты говорят чуть ли не о катастрофе в этой области?
- Перефразируя известное высказывание, скажу: "Не важно, как на самом деле развивается экономика, важно, как считают". Что зачисляется властью в главные достижения 2005 года? Рекордное перевыполнение бюджета. Если заявить, что бюджет перевыполнен более чем в полтора раза, и на этом поставить точку, то - да, покажется, что и в самом деле "жить стало лучше". Однако почему никто объясняет, каковы источники этого перевыполнения? А это досрочный сбор налогов, невозврат НДС и, конечно же, продажа "Криворожстали", "транзит" кредитов "Нафтогаза" в бюджет и т.д.
- Знаете, людям в общем-то все равно, откуда деньги в бюджете - лишь бы не задерживались зарплаты и повышались пенсии, а с этим правительство вроде бы справляется...
- Вот именно - "вроде бы"! Нельзя рассматривать социальную сферу в отрыве от экономической, а отдельный аспект экономики - вне системы в целом. В прошлом году повышение социальных обязательств происходило на фоне фактически экономического спада, в январе этого года вообще зафиксирован самый низкий за последние шесть лет рост ВВП - 0,6 процента. Далее, по данным государственного казначейства, в январе-феврале общий фонд бюджета был выполнен с дефицитом. Какой объект придется продать вслед за "Криворожсталью", чтобы наполнить бюджет-2006? Пока доминантой так называемой "экономической стратегии" остается распродажа и "проедание", социальные гарантии все время будут находиться под вопросом. Кстати, несколько дней назад об этом высказался председатель Счетной палаты Валентин Симоненко, назвав бюджетную политику неудовлетворительной и рискованной. Думаю, что это понимают и сами люди, наблюдая рост цен практически на все "базовые" продукты питания. Даже пенсионеры сегодня отлично знают: экономически немотивированный рост пенсий и зарплат влечет за собой инфляцию.
- Можно предположить, что значительным стимулом для отечественной экономики станет вступление Украины в ВТО. Недавно президент Ющенко спрогнозировал довольно весомые прибыли, которые мы получим только от торговли с США. Вы лично верите в такие перспективы?
- Интеграция сама по себе не есть ни безусловное благо, ни абсолютное зло. Важно определить, в качестве кого мы хотим интегрироваться в ту же Всемирную торговую организацию? В качестве государства-производителя и поставщика дефицитных ресурсов и товаров или, наоборот, стать огромным рынком сбыта ширпотреба со всего мира? Пока реальней второе. В пользу этого пессимистичного сценария свидетельствует, в частности, отрицательное сальдо внешней торговли, зафиксированное в прошлом году. Импорт почти в два раза превысил экспорт, при этом мы покупали даже то, что традиционно было основой украинского экспорта - продукцию цветной и черной металлургии, органической и неорганической химии. Неужели это неизвестно президенту, который подсчитывает прибыль от торговли именно этой продукцией? Это же абсурд - мы собираемся разбогатеть на продаже тех товаров, которые сами были вынуждены закупить в 2005 году на сумму в три миллиарда долларов! И огромное отрицательное сальдо - уже с начала 2006 года.
- Интеграционные амбиции Украины - еще одна тема, которая вызывает неизменно бурную реакцию со стороны как провластных, так и оппозиционных сил. Можно ли говорить о продвижении Украины "на Запад" вне политического контекста или вступление нашего государства в ЕС и НАТО - изначально политические проекты?
- Похоже, что да, хотя такими они быть не должны. Чем выше градус политизации, тем меньше в отношении этих проектов не то, что прагматики, а здравого смысла как такового. Зачастую власть мыслит совершенно в "совковом" духе: если что-то - "западное", то оно обязательно хорошее, "качественное". Но даже "качественный товар" может просто "не подойти по размеру"! Например, присоединение к Болонской конвенции как один из шагов в сторону евроинтеграции. Сегодня Болонский процесс насаждается в вузах без всякого согласования со спецификой отечественной системы образования и в принудительном порядке. Или - более серьезная по своим вероятным последствиям "логическая ошибка". Аргументы в пользу ускоренного вступления в НАТО таковы: в НАТО вступают все новые члены ЕС, значит и нам нужно в НАТО. Но ведь это абсолютно не так! НАТО не является дверями в ЕС!
- Может быть, проблему НАТО действительно стоит отложить "до лучших времен", то есть до окончания выборов?
- То же самое на недавней пресс-конференции предложил сделать Президент. Он порекомендовал временно прекратить обсуждение внешнеполитического вектора Украины, чтобы не провоцировать конфликты и раскол. А за день до этого подписал Указ о Национальной системе координации сотрудничества Украины с НАТО. Получается, что "не поднимать вопрос о НАТО" значит не допускать к его обсуждению общество, отвечать на этот вопрос единолично и однозначно. Разве такой стиль ответа способствует объединению нации?
- Но объединению нации не способствует и тотальная критика действий Президента и его команды...
- Не способствует, если это "нигилистическая" по сути критика. Вместе с тем, очевидно, что совсем без критики тоже нельзя. В развитых демократиях оппозиция своей критикой помогает власти, корректируя ее линию поведения. Для нас это пока звучит как парадокс. Мы знаем только два регистра политической жизни - "Так!" и "Не так!"
- Видите ли Вы возможность "собрать" работоспособный парламент из расколотого политикума?
Эти выборы, без преувеличения, станут экзаменом на зрелость всех ветвей власти. Для парламентских партий успешная сдача этого экзамена и будет состоять в способности идти на уступки ради создания эффективного большинства. Если же он будет провален, наш ждет масштабный политический кризис. Одно только понимание этого может стать достаточным консолидирующим фактором для разнородных партий. И еще один момент. Создание коалиции нужно прекратить рассматривать в терминах выставления партиями себя "на торги". Ведь парламентское большинство, тем более вынужденно сформированное партиями-антагонистами, - это не "механическая сумма" нужного количества голосов. И лидером парламентской коалиции в таком случае может стать только та политическая сила, которая будет "уравновешивать" идеологические полюса участников. Крайности в политике неизбежно "усыхают" - этого требует сама логика демократии. Востребован будет центризм. А кто из партий лучше всего подходит на эту роль, я думаю, вы и сами знаете.