Она хочет быть такой, как все [ Редагувати ]
Жёлтая падающая листва. Вечные облака. Они ни на минуту не дают поверить в возможную оттепель. И ещё этот холодный дождь. Большие и маленькие лужи. Психологи говорят, что в это время люди с неустойчивой психикой часто не могут справиться со своими эмоциями. А в результате - вспышки зла и насилия. Как тут уберечься маленькому существу, которое и не ведает, что реальный мир, не похож на тот - из цветного сна? Если даже во сне ему страшно видеть себя не таким, как все. Инвалидом.
Валя. Воспитанница Черниговской школы-интерната для слабовидящих детей. Она не такая, как все. И это не сон. У неё слабое зрение. Поэтому девочка всегда щурит глаза. Валя - сирота. Но это мы знаем, что она - сирота. А так - самая обычная девчонка. Со своими детскими мыслями и мечтами. Валя не унывает. Вообще, она оптимистка и считает, что улыбка должна быть на лице у каждого. Обожает компьютеры и туризм. Об этом готова рассказывать подолгу.
В её жизни было немало потрясений. Много горя и печали. Наверное, если б не явный дефект зрения, Валя не знала бы отбоя от парней. Но так сложилось, что слабовидящих у нас не жалуют.
Недостатки всегда чем-то компенсируются. Зачастую, духовным развитием. И мир эти люди видят по-другому. В их представлении всё, что нас окружает, - яркое и красочное. Нет вражды и ненависти. По крайней мере, в это так хочется верить. Небо обязательно синее и безоблачное, а море тёплое и ласковое. Валя никогда не была на море, но знает - шум волн должен успокаивать.
Валентина Гаркуша: "Между нами и обычными детьми разницы нет никакой. Мы ничем не отличаемся. Разве что зрение у нас плохое, ну и что. Мы бываем лучше, иногда - они. У нас хорошо развито чувство, мы можем хорошо вышить".
Полноценные дети сполна пользуются благами цивилизации - интернатовцы только мечтают об этом. Кружки - единственное разнообразие в их жизни. Из года в год, каждый день, кроме выходных, праздников и каникул, Валя и такие как она живут по распорядку: подъём, столовая, уроки, самоподготовка и отбой. Она привыкла к этому. И уже не представляет себя живущей вне этой схемы.
Валентина Гаркуша: "Нет, здесь не скучно, и день, как вы видите, не похож друг на друга. В один день я занимаюсь в одном кружке. События меняются, и не может каждый день быть похож на другой".
Каждый выбирает своё. Мальчишки с удовольствием занимаются спортом. Вместе с девчонками совершенствуются в швейном искусстве. Это то, что под силу основной массе воспитанников. Детям кажется, что они занимаются обычными делами. На самом деле нужно приложить много усилий, чтобы аккуратно сделать свою работу. На первый взгляд, что может быть легче, чем вдеть нитку в иголку. Но интернатовцам приходится стараться - рядом всегда стоит большая лупа. Без нее вряд ли что получится.
Директором Черниговской школы-интерната недавно стал человек неравнодушный. Женщина здесь сменила мужчину. Татьяна Примачок много лет проработала директором школы, потом было Управление образования. Но кабинетная тишина не могла заменить то, ради чего она стала педагогом. Татьяна Васильевна приняла решение вернуться к детям. Взялась руководить не какой-нибудь благополучной школой, а интернатом - с целым ворохом нерешенных проблем.
Невозможно изменить все и сразу. Даже с огромным желанием и по взмаху волшебной палочки. Татьяне Васильевне кажется, что она сделала ещё очень мало. Да, школа-интернат пока создаёт грустное впечатление. Здание - старое. Комнаты похожи на огромные классы. Здесь может поместиться не один десяток кроватей. Большая, не очень обустроенная, территория.
Монотонно трудится старательный дворник - опавшую листву нужно убирать. А во дворе тем временем резвятся интернатовцы. Им явно нравится эта осенняя краса. Листья прекрасно подходят для беззаботных игр. Когда все забывают о тяжелых недугах. А может, они просто чуть дольше остаются малыми детьми.
Татьяна Примачок, директор Черниговской школы-интерната: "Первое впечатление у меня - не лёгкое. Защемило сердце как у матери. И я поняла, что буду работать здесь, потому что я тоже люблю детей".
Всех детей. Потому что Татьяна Васильевна их не делит - 140 своих воспитанников. У них разные диагнозы и истории болезней, разные судьбы. Есть дети с ДЦП и с отклонениями в психическом развитии. Почти полсотни ребят живут на полном гособеспечении. И среди них - восемь сирот.
Валентина Гаркуша: "У меня семья будет - ребёнок и муж, который будет о семье заботиться. Это - единое целое. И мы будем дважды большую ласку отдавать ему, и не будет эксцессов, как у других. Я думаю, что мой муж будет полноценным парнем. Я не теряю надежды и верю в своё будущее".
Родителей у Вали нет с трёх лет. Она их не помнит. И не плачет. Потому что некогда. В интернате у неё много друзей. Говорит, что все, кого знает, по-своему замечательные. Мальчишки, как всегда, дергают за косички, а девчонки могут и наябедничать. Но все живут дружно. Парни по-джентельменски ухаживают.
Валя не носит очки. Они ей не подходят. Просто толку от них нет. И уже не будет.
Татьяна Примачок, директор Черниговской школы-интерната: "Я дала себе слово, что приду в эту школу и сделаю из неё лялечку, чтобы детям было уютно и затишно".
"Мамы-учителя" - так называют интернатовские дети своих педагогов. Сначала - мамы, потом - учителя. Они - друзья. И когда говорят, что не смогут расстаться со своим домом, кажется, не лукавят.
Что делать маленькому человеку, если нет родителей? Возможно, как Валя, воспитывать в себе характер. А как же ещё? Не будешь сильной сама и сейчас, в будущем вряд ли добьёшься поставленной цели. Ведь и здоровому-то не всегда всё под силу.
Татьяна Васильевна разослала десятки писем всем, кто мог бы оказать посильную помощь. Мир не без добрых людей. Помогают. Как могут. Но это капля в море...
Воспитанникам этого интерната так хочется быть ближе к своим сверстникам, которые живут по ту сторону забора. Но многие это уже проходили. Например, когда узнавали от родителей о своей, так сказать, ненужности. Или когда на улице сверстники кричали вслед разные гадости.
Наш мир становится другим. Рушатся, казалось, незыблемые истины. И люди беззащитны перед этим миром. Для наших героев интернат - это свой собственный, тёплый дом. Как крепость. За стенами которой можно укрыться.
Татьяна Примачок, директор Черниговской школы-интерната: "Когда я пришла на работу, я провела анкетирование и хотела услышать их пожелания. И понимаете, они много пишут того, что хотят. Они правду пишут".
Валя только догадывается, что нужно сделать, чтобы в интернате жилось лучше. Но у неё, как и у Татьяны Васильевны, есть одна заветная мечта. Справедливая мечта. О ней Валя готова рассказывать всем. Просто хочется так. Она давно мечтала сказать эти слова. Чтобы её услышали. Этот крик души.
Валентина Гаркуша: "Я мечтаю стать полноценной, чтобы у меня было хорошее зрение, хорошая семья, чтобы у меня были хорошие родители. Я хочу, чтобы все люди были здоровы, чтобы не было зла, чтобы..."
Валя заканчивает 12-й класс. В таких интернатах учебный процесс растянут на целый год. Непременный атрибут любой школы - продлёнка. Её не сравнить с той, что в обычных учебных заведениях. Здесь на всё требуется больше времени.
Она скоро уйдет из интерната. Только дождётся летнего солнца и уйдёт. В самостоятельную жизнь. Как хочется, чтобы в той жизни не было проблем. Она верит в это. Верит и Татьяна Васильевна. Валя обязательно будет навещать свой родной дом. Дом, который целых шестнадцать лет был для неё единственным.
Валентина Гаркуша: "Солнце. Я вижу желтым. Солнце - свет. Будущее. Теперешнее. Потому что солнце - это звезда, которая созерцает всё. Да. Оно дарит жизнь, это солнце".