"Политический вертеп" столкнулся с уличным админресурсом [ Редагувати ]
В Украине сложилась ситуация, характерная для стран с постколониальной психологией, когда наиболее массовые виды искусства, такие, как театр и кино, не интересуются проблемами современного общества. Кино, как наиболее демократический и влиятельный вид искусства, вообще не развивается, поскольку несет угрозу нынешней власти, а театр ограничивается классической драматургией и старательно обходит современную драматургию по той же причине, что и кино. Такое состояние развития искусств, которые отвечают за моральное и духовное здоровья нации, приводит к стагнации общества, в котором властвуют равнодушие, апатия, неверие в лучшие перспективы Украины.
Чтобы расшевелить общество, возникла инициатива создания уличного театра сатиры "Политический вертеп". Идея вертепа не нова. Она появилась в средневековой Европе и дошла к Украине, где длительное время существовала в виде народного театра марионеток. Технология и типичные сценарии вертепного действа детально описаны в истории украинского театра и давней украинской литературы. В переводе с латинского языка вертеп означает пещеру, которую напоминал сундук, где на двух ярусах происходило театрализованное действо. На первом ярусе разыгрывалась кукольная драма рождения Иисуса Христа, а на нижний - светская интермедия, которая довольно часто носила политический подтекст.
Трансформируя идею давней политической интермедии в современную плоскость, инициаторы "Политического вертепа" в условиях отсутствия современного украинского сатирического театра, который художественно воссоздавал бы проблемы, которые анализируют средства массовой информации, решили проверить, как действует странствующий театр сатиры на массы. Для этого и было создано 10 трупп странствующих театров, которые работают в разных регионах Украины. В труппы вошли молодые актеры, которые не могут реализовать себя в условиях искусственно созданного застоя в украинской культуре. Актеры работают в масках известнейших украинских политиков - Леонида Кучмы, Виктора Ющенко, Виктора Януковича, Петра Симоненко, Александра Мороза.
Среди инициаторов и участников уличного театра нет ни одного политика или партийца. Это - художественное движение, призванное через смех пробудить здоровые силы украинского народа. Интермедии, которые разыгрывают наши артисты, - это художественная оценка того политического абсурда, который существует в современном украинском политикуме.
Но выступления труп уличного театра "Политический вертеп" ощущают на себе постоянное давление власти. Выступлениям артистов постоянно мешает власть, милиция, СБУ. Такая реакция власти на сатиру свидетельствует, что современное украинское государство не принадлежит к демократическим странам, что власть у нас воюет не только с независимыми журналистами, но и с независимыми художниками.
Факты административного давления
Наибольшее административное давление, и в первую очередь это касается действий работников УМВД, испытала труппа, которая работала в Запорожской области. В частности, неизвестные звонили артистам на мобильные телефоны, грозя расправой, если они не выедут за границы области. При этом назывались все отели, где ночевали артисты и места их выступлений. За труппой постоянно ездили автомобили с затертыми номерами, в которых сидели юнцы криминальной внешности, которых в свою очередь сопровождала машина ГАИ. В конце концов, был поврежден автомобиль артистов (залита кислота в систему охлаждения и пробит радиатор).
Полностью была заблокирована работа вертепников в Харьковской области. Машина, на которой трупа ехала в город Лозовая - место первого выступления вертепников в области - была остановлена перед въездом в город мэром Лозовой, начальником ГАИ и начальником райотдела милиции, который забрал у водителя права, мотивировав свои действия тем, что те нарушили правила дорожного движения. Лишь после вмешательства СМИ артистам возвратили их права, тем не менее, вертепникам пришлось временно покинуть границы области.
За труппой, которая гастролировала Винницкой областью, сначала было установлено постоянное слежение, а потом - очевидно после получения команды свыше - был поврежден автомобиль актеров: порезаны шины и повреждены шланги тормозной системы.
Трупа, которая гастролировала в Закарпатской области, прервала свои выступления в городе Тячеве вследствие угрозы расправы со стороны местного криминалитета, поддерживаемого местной администрацией, и вынуждена была прятаться некоторое время у местных бизнесменов.
Следует указать, что кроме выше приведенных фактов есть еще большое количество фактов применения админресурса, которые уже стали типичными в работе трупп странствующих артистов. В частности, наблюдается неугасающий интерес к передвижению артистов постов дорожной милиции - автомобили со странствующими театрами гаишники останавливают регулярно и постоянно, без каких-то весомых на то причин. Не исчезает постоянный "интерес" к выступлениям актеров и у местного криминалитета, за действиями которого явно прослеживается админресурс, а также вежливых людей в гражданском, которые всегда не против поинтересоваться репертуаром артистов.