Утопический сад Павла Макова [ Редагувати ]
Павел Маков, один из виднейших графиков Украины, художник мирового уровня, известный более всего работами, главным героем которых выступала Утопия, UtopiA, UA, иными словами - Украина. Все его самые известные работы и циклы - "Паззл Катерины", "Книга дней", "Оловянные дневники", "Осада Пентагона" - очерчивали некое воображаемое Место, которое, тем не менее, целиком укоренено в реальности. Практически все работы Макова этого периода слагают своего рода Хроники Утопии. Маков завершает свою историю с Утопией книгой под тем же названием "Утопия", презентация которой состоялась недавно в Киеве. Эта книга очень личная, в ее основе - приватные отношения, жизненные истории. Это своего рода отчет о прошедших годах, точка на временной оси, закрепляющая все, что происходило, во времени и пространстве.
Рассказав свою историю, Маков взялся за то, чтобы населить этот мир творениями своего Сада. История о котором тоже будет книгой, но ни в коей мере это не будет сборник иллюстраций, говорит художник. Первая выставка из серии "Сады" появится в середине мая, а вот когда появится сама Книга, неизвестно. "Я бы не хотел ставить себе никаких дедлайнов", - говорит Павел Маков. Иногда некоторые работы дают о себе знать, требуя продолжения, через десяток лет. Поэтому новая книга появится тогда, когда ей суждено будет родиться.
Маков хочет предложить сотрудничество (или, вернее, со-творение) украинским писателям - Тарасу Прохасько, Сергею Жадану, Юрию Андруховичу.
Маков попытается соединить культурный и культурологический микро- и макромир. Для этого, как считает автор, более всего подходит офорт. Как типографская техника он использовался и для того, чтобы изобразить масштабную карту, и для того, чтобы показать тончайшие прожилки листьев и тычинки цветка, таким образом переходя из одного мира в другой.
Чрезвычайно важной для Сада есть идея лабиринта, ловушки, в которой бродишь, не зная выхода. И дойти до цели можно только мысленно поднявшись над лабиринтом, увидев его с птичьего полета. Своего рода Сад - это ведь тоже Утопия библейских времен, откуда нас однажды выгнали.
Татьяна Олийнык