Приватизация железных дорог откладывается еще на 10 лет [ Редагувати ]
"Укрзалізниця" представила проект реформы железнодорожного транспорта до 2015 года. За счет реформирования руководство "Укрзалізниці" надеется привлечь инвестиции для обновления подвижного состава и модернизации дорог, а также создать условия для конкуренции в сфере железнодорожных перевозок.
Согласно проекту реформы, на первом этапе программы (до 2008 года) будут разделены функции государственного управления и управления хозяйственной деятельностью железных дорог. С этой целью "Укрзалізницю" превратят в акционерную компанию - ГАК "Українські залізниці", 100% акций которой будут принадлежать государству. ГАК займется хоздеятельностью, а общее управление железнодорожной отраслью окажется в руках Министерства транспорта и связи.
Каким будет второй этап реорганизации отрасли, "Укрзалізниця" не конкретизирует - с 2008 по 2010 годы будет проходить "дальнейшая рыночная трансформация отрасли", обтекаемо говорится в проекте. На третьем этапе (2011-2015 года) государство разграничит управление инфраструктурой - железными дорогами, вокзалами, станциями и перевозками.
Проект уже подан руководством "Укрзалізниці" на утверждение в Министерство транспорта и связи.
Реформа отрасли, действительно, необходима - убеждены опрошенные Контрактами эксперты. "Сейчас уровень железнодорожных услуг вызывает нарекания и отечественного бизнеса, и населения. Реализация реформы позволит преодолеть наметившееся отставание УЗ от других дорог - не только Восточной Европы, но и России с Казахстаном, - и решить ряд важных задач. Необходимо, в частности, разделить операционную деятельность и функции госрегулирования в отрасли, ликвидировать перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, сделать прозрачным механизм формирования тарифов, создать конкуренцию в сфере железнодорожных перевозок", - говорит Камен Захариев, директор ЕБРР в Украине.
Экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин менее оптимистичен: "Реформа практически не повлияет на развитие отрасли. Ведь государство не намерено отказываться от централизованного управления железнодорожными перевозками. А инвестиции в отрасль можно привлечь, только отдав прибыльные грузовые перевозки в частные руки".
"Похожие реформы в других странах, например в Великобритании, были неудачными", - предостерегает аналитик ИК Millennium Capital Алексей Некраса. Он также считает, что ситуация в отрасли улучшится, если пассажирскими перевозками займутся частные компании.
К тому же, в программе не указано, кто именно - государство или частники - будет распоряжаться тем или иным видом перевозок. Значит, либо программу по ходу ее реализации придется дополнять новыми пунктами, либо передача железнодорожных перевозок в частные руки состоится уже после 2015 года.